2020 год официально признан самым худшим годом в истории. Причин для этого масса, все их перечислять не имеет смысла. Пандемия, коллапсы в экономике, политические столкновения во всём мире – это лишь часть потрясений, которые мы пережили. Тем не менее, в этом году особенно активно проявили себя различные недобросовестные граждане. Размышлять на тему причины такой бурной деятельность мошенников можно слишком долго. Но одним из аспектов, безусловно, является пандемия, которая позволила многим людям выйти в режим online-работы в интернете.
В результате стали страдать более доверчивые и уязвимые группы населения. В первую очередь – это пенсионеры. Поэтому администрация портала Dumki.byне могла не затронуть этот серьёзный вопрос. Сегодня мы расскажем вам обо всех известных способах обмана и о том, как не стать жертвой мошенников. Помогут нам в этом два высококвалифицированных адвоката г. Минска – Коноплянников Дмитрий Анатольевич и Мельник Игорь Леонидович.
В последние месяцы в Беларуси фиксируется рекордное количество преступлений, связанных с хищениями денег с банковских карточек. Только в Минске в начале прошлого месяца было заведено порядком 75 уголовных дел по статье 212 УК РБ («Хищение путём использования компьютерной техники»). Общая сумма ущерба составляла более 65 тысяч белорусских рублей.
Безусловно, внедрение различных технологий упрощает нашу жизнь, но одновременно с этим мошенникам становится проще проводить свои махинации. У них больше нет потребности в хитроумных приспособлениях для банкоматов, достаточно уметь убедительно разговаривать с людьми. Это и называется социальной инженерией. Опять же, как говорит статистика, в 3-м квартале этого года практически 91% от общего числа мошенничеств составляла именно социальная инженерия.
В целом 2020 год оказался «богат» на антирекорды. Нельзя не отметить устойчивую тенденцию роста мошенничеств с использованием технологии 3DSecure. В сравнении с 2019 г. в 3,5 раза больше. Это говорит о том, что теперь преступникам стало легче завладеть всеми реквизитами и паролями для осуществления платежей и переводов. Но хуже всего, когда жертва добровольно передаёт данную информацию мошенникам.
Куда обратиться, если вы стали жертвой мошенников и что делать в таком случае? Редакция нашего портала пообщалась с членомМинской городской коллегии адвокатов – Дмитрием Анатольевичем Коноплянниковым. Юрист предложил простую инструкцию, которая состоит из нескольких шагов.
Запомните! Сотрудники банка НИКОГДА не будут запрашивать у вас следующие данные: пароль, номер карты, срок действия, CVV/CVC (3 цифры на обратной стороне карты) или же код из СМС-сообщения. Это главный показатель того, что вам звонят мошенники! Настоящие сотрудники банка владеют данной информацией и сами звонить и уточнять её не будут. В этом нет никакой необходимости.
На сегодняшний день известны следующие формы обмана в интернете:
- рассылка (СМС, e-mail, в мессенджерах) предложений об участии в проектах, для вступления в которые необходимо внести взноса или передать личные данные, а также распространение сведений о выигрышах в конкурсах и акциях, для получения которого необходимо перевести определённую сумму или сообщить данные своей банковской карты;
- рассылка вредоносных писем и сообщений, содержащих ссылки на установку вредоносного программного обеспечения под видом лицензионного, которое впоследствии «вытягивает» персональные данные из девайса;
- «сайты-фальшивки». Невооружённым взглядом может показаться, что эти сайты не отличаются от искомых web-сайтов (имеют аналогичную структуру и оформление, сходный до степени смешения домен), на которых незнающий пользователь вводит свои персональные данные;
- взлом аккаунтов в социальных сетях для распространения просьб о материальной помощи на благотворительные цели (например, под видом перевода денег для больных родственников, детских домов, приютов и т.д.);
- взлом и блокировка аккаунтов с большой аудиторией, для восстановления доступа к которым мошенники требуют перевода денег;
- звонки от имени представителей обслуживающего банка, требующих под различными предлогами сообщить им данные банковской карты и иные персональные данные (вишинг). К этой форме мошенничества мы вернёмся позже, когда будет беседовать с адвокатом по уголовным делам в г. Минске Мельником И.Л.
Самое главное, успокоиться и не паниковать, т.к. лишние эмоции могут навредить ещё больше. На самом деле существует целый ряд мероприятий и доступных мер для противодействия хищениям. Здесь всё зависит от скорости вашей реакции. Итак, необходимо сделать следующее:
В том случае, когда денежные средства в результате обмана были перечислены мошенникам через электронную платёжную систему (например, EasyPay, WebPay и тд.), то имеет смысл обратиться в службу поддержки этой платёжной системы. Служба поддержки заблокирует аккаунт (кошелёк) злоумышленника, что поможет предотвратить или помешать другим потенциальным хищениям.
На «сайт-фальшивку» можно пожаловаться, отправив обращение с просьбой о блокировке в Министерство информации Республики Беларусь, в том числе заполнив электронную форму на сайте, а также через специальные сервисы, предназначенные для блокирования вредоносных сайтов:
- https://safebrowsing.google.com/safebrowsing/report_phish/?hl=ru;
- https://opentip.kaspersky.com/.
Судебная практика показывает, что такие варианты возможны. После установления злоумышленников и в ходе рассмотрения дела вы можете потребовать возмещение как имущественного, так и морального вреда, причинённого в результате преступных действий ответчиков. Вы будете освобождены от уплаты государственной пошлины, также у вас есть возможность направить гражданский иск сразу после получения постановления приговора по уголовному делопроизводству.
Беларусь буквально захлестнула волна вишинга. Как мы говорили выше, это метод мошенничества с использованием социальной инженерии. Суть преступления заключается в том, что злоумышленники под любым предлогом с помощью телефонных коммуникаций выманивают из жертвы конфиденциальную информацию о банковских картах.
Поэтому мошенники последнее время всё чаще звонят под разными предлогами и пытаются узнать ваши данные. Мы поговорили с адвокатом, практика которого составляет уже более 30 лет. Игорь Леонидович рассказал нам, что делать, если позвонили мошенники.
Преступники зачастую прибегают к имитации номера банка. Иными словами, это звонки с похожих номеров, т.е. может быть изменена всего лишь одна цифра. Это очень часто вводит в заблуждение. Мошенники, как правило, используют специальные программы, которые подделывают номера. В любом случае даже при наличии идентичного номера злоумышленника выдаст манера общения. Он не обладает должным профессионализмом, что сразу становится заметным.
Будьте внимательны! Сотрудники банка, действительно, могут вам звонить, но они никогда не будут запрашивать конфиденциальные сведения. Тем более, обращение и вопросы будут соответствующего уровня. Банковские сотрудники всегда вежливы, образованы и рациональны! Никаких эмоций в разговоре и попыток ввести вас в заблуждение!
Самые распространённые схемы работы «телефонных» преступников:
- как правило, злоумышленники начинают вас запугивать и рассказывать, что с вашего счёта поступил запрос на вывод средств. И для того, чтобы они могли пресечь данные действия они просят указать им данные банковской карты, идентификационный номер из паспорта, CVC-код и прочее. Как мы неоднократно говорили, сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию. Чтобы удостоверить вашу личность, они уточняют дату рождения и кодовое слово, указанное при регистрации. Этой информации вполне достаточно, что сотрудник банка вас идентифицировал;
- мошенники говорят очень быстро, перебивают, запугивают потерей всех средств и не дают вам возможности сосредоточиться. Это обычное психологическое давление. Чем вы растеряннее окажитесь, тем быстрее они смогут узнать от вас данные карты. Банковские сотрудники в такой форме никогда не общаются. К типичным фразам преступников относятся: «нужно срочно заблокировать списание», «была совершена подозрительная операция», «с банком будете сами, потом разбираться» и прочее.
Повторим ещё раз, что никогда нельзя сообщать мошеннику, если он позвонил вам по телефону и представился банковским служащим:
- коды из СМС-сообщений;Как только вы поняли, что с вами ведёт беседу преступник, прерывайте разговор и перезванивайте самостоятельно в банк. Номера указаны на обратной стороне вашей карты.
Вам необходимо рассказать о произошедшей ситуации.
Информация к сведению! Проверить историю операции можно, запросив выписку из вашего мобильного или интернет-банкинга.
Если вы заподозрили, что общаетесь с мошенником, то можете запросить у абонента информацию об:
- официальном названии его подразделения;
- ФИО его руководителя;
- условиях обслуживания и типе вашей карты.
Если же каким-то образом злоумышленник смог украсть ваши средства, поступайте теми же способами, о которых мы говорили выше в беседе с адвокатом Коноплянников Д.А.
Помните, что мошенниками всегда руководит жадность и несоразмерное желание завладеть вашими деньгами, поэтому они будут использовать любые методы: запугивание, косвенные угрозы и прочее. Вашим ориентиром в таких разговорах всегда ложно быть недоверие. Только проверяя всю информацию и обдумывая каждое слово, вы сможете защитить себя от кражи собственных средств! Будьте внимательны!