Бытует расхожее мнение о том, что на дороге пешеход всегда прав, тем более в случае ДТП с участием пешехода. А если наезд произошел на пешеходном переходе – водитель виноват в любом случае. Так ли это на самом деле?
В действительности каждое ДТП с участием пешехода – это целый комплекс правоотношений: начиная от обязательства по возмещению вреда пешеходу и заканчивая административной или уголовной ответственностью водителя.
Если водитель виноват в ДТП с участием пешехода – он может быть привлечен к административной (ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) или уголовной ответственности (ст. 317 УК Республики Беларусь) в зависимости от тяжести полученных пешеходом телесных повреждений.
Сегодня мы расскажем о том, как на практике устанавливается виновность водителя в ДТП с участием пешехода.
Приведем два примера из практики:
Пример 1.
Пешеход в состоянии сильного алкогольного опьянения переходит дорогу в неположенном месте. Водитель двигается с допустимой скоростью. Происходит наезд на пешехода.
Пример 2.
Водитель двигается со скоростью 120 км/ч вне населенного пункта при установленном ограничении максимальной скорости 90 км/ч в темное время суток. Пешеход одетый в одежду темного цвета в темпе быстрого бега пересекает проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, при этом выбегает на пешеходный переход из-за остановки общественного транспорта. Происходит наезд на пешехода.
На первый взгляд все однозначно.
В первом примере виноват пешеход, а во втором случае виноват водитель. Но, в действительности с учетом всех обстоятельств ДТП окончательный вывод может быть прямо противоположным, то есть в первом примере будет виноват водитель, а во втором – вина водителя далеко не очевидна.
Действия водителя в каждом конкретном случае анализируются с точки зрения п. 87.2 ПДД, где сказано, что при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.
В каждом случае наезда на пешехода следствию необходимо установить, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП путем применения экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения.
Водитель располагает технической возможность предотвратить ДТП, если он успевает остановить автомобиль до места наезда на пешехода.
Наличие либо отсутствие технической возможности предотвратить ДТП определяется сравнением двух показателей: остановочного пути и расстояния удаления автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности для движения в виде пешехода.
Вина водителя в ДТП будет отсутствовать, если в конкретной дорожной ситуации остановочный путь автомобиля больше, чем расстояние удаления автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности для движения.
Остановочный путь – это расстояние, необходимое водителю для остановки транспортного средства экстренным торможением при заданной скорости.
Остановочный путь складывается из расстояния, преодолеваемого транспортным средством за время реакции водителя на возникновения опасности для движения, время срабатывания тормозного привода и установившегося замедления ТС при экстренном торможении, а также расстояния, преодолеваемого ТС с установившимся замедлением до остановки.
В каждом конкретном случае ДТП время реакции водителя не измеряется, поскольку в экспертной практике имеются определенные усредненные значения времени реакции водителя в конкретных ситуациях.
Время реакции зависит от того, насколько вероятно появление опасности и насколько сильно появившийся объект выделяется на окружающем фоне, т.е. от степени контраста и габаритов объекта.
Минимальное время реакции водителя 0,3 секунды было установлено в ходе специального эксперимента на тренажере. Минимальным временем реакции водителя в условиях реального дорожного движения в экспертной практике принято считать – 0,6 секунды.
Как определяется такие показатели как время срабатывания тормозного привода, нарастание замедление, установившееся замедление смотрите на видеозаписи.
Если на месте ДТП остался след торможения автомобиля, то скорость автомобиля может быть установлена расчетным способом в рамках автотехнической экспертизы. Скорость автомобиля, оборудованного тахографом, можно установить по диску тахографа.
Современные автомобили в большинстве своем оборудованы системой ABS, которая предотвращает блокировку колес транспортного средства при торможении. В связи с этим даже при экстренном торможении на дороге может не оставаться следов торможения.
В случае отсутствия объективной информации о скорости автомобиля в момент ДТП по решению следователя может проводиться следственный эксперимент (ст. 207 УПК Республики Беларусь).
Следственные эксперименты, как правило, проводятся с участием водителя, адвоката по ДТП, свидетелей, потерпевшего или его представителя.
Как происходит следственный эксперимент по определению скорости авто и темпа движения пешехода и как определяется момент возникновения опасности смотрите на видеозаписи.
Рекомендации адвоката по ДТП для водителя, участвующего в следственном эксперименте по уголовному делу.
1.Запомните простое правило: чем больше скорость автомобиля – тем больше остановочный путь автомобиля. Чем больше остановочный путь автомобиля, тем больше шансов у водителя оказаться невиновным в ДТП.
2. Если во время допроса водителю предлагается сообщить, с какой скоростью он двигался в момент ДТП - не занижайте скорость движения автомобиля, поскольку тем самым вы уменьшаете остановочный путь своего автомобиля, то есть ухудшаете свое правовое положение.
3.Если во время допроса водителю предлагается сообщить, в каком темпе двигался пешеход непосредственно перед наездом - не занижайте скорость движения пешехода. Чем быстрее двигается пешеход, тем меньше времени у водителя для предотвращения ДТП.
4.Если ДТП произошло в темное время суток, уделите максимальное внимание наличию или отсутствию источников освещения: постарайтесь вспомнить, работали ли в момент ДТП осветительные мачты, имелся ли встречный и попутный транспорт, светила ли луна. Все дополнительные источники в большинстве случаев будут работать против вас.
Ответы предоставил адвокат в Минске Павел Колтунович. Узнать больше информации можно посетив его сайт https://advok.by