В своей деятельности по раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, для оперативных сотрудников наибольший интерес представляют лица, занимающиеся сбытом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Как правило, в отношении таких лиц проводятся оперативно-розыскные мероприятия, по результатам которых производится задержание. Немедленно по задержании подозреваемого, по месту его жительства проводится обыск либо осмотр жилища, по результатам которых обнаруживаются и изымаются содержащиеся в незаконном обороте наркотические средства (психотропные вещества).
Правильно ли считать, что в случае доказанности факта сбыта, те наркотические средства (психотропные вещества), которые изъяты по месту жительства в ходе обыска либо осмотра, подозреваемый (обвиняемый) хранил с целью сбыта?
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26.03.2003 № 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, сильнодействующими и ядовитыми веществами», о наличии умысла на сбыт могут указывать такие обстоятельства, как предварительная договоренность о поставке наркотических средств, дача обязательства оплатить оказанную услугу наркотиками, значительный объем наркотических средств, приобретение этих средств лицом, их не употребляющим.
Органами уголовного преследования моему подзащитному вменялись два факта сбыта наркотических средств (действия квалифицировались по ч.2 ст. 328 и ч.3 ст. 328 УК РБ), а также два факта незаконных с целью сбыта приобретении и хранении наркотических средств, совершенных лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное статьей 328 УК Республики Беларусь (действия квалифицировались по ч. 3 ст. 328 УК РБ).
Оценивая имеющиеся в уголовном деле доказательства, стороной защиты было обращено внимание на показания обвиняемого об отсутствии цели сбыта на обнаруженные у него по месту жительства наркотические средства, на имеющиеся в уголовном деле результаты оперативно-розыскной деятельности, иные протоколы следственных и процессуальных действий, в ходе которых обвиняемый вел речь о хранении наркотиков для собственного потребления; на обстоятельства того, что обвиняемый сам является потребителем наркотических средств, а также сопоставлены объемы обнаруженных и изъятых по месту жительства наркотический средств с количественными оценками, содержащимися в Перечне наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. N 1785.
В результате действия обвиняемого были переквалифицированы с ч. 3 ст. 328 УК РБ на ч. 1 ст. 328 УК РБ, как незаконные без цели сбыта приобретение и хранение наркотических средств.